Для чего науке университеты: что думают эксперты о создании нового нацпроекта

В июле президент России Владимир Путин поручил скорректировать и актуализировать цели и задачи национальных проектов. Министерство науки и высшего образования России предложило не просто доработать нацпроект "Наука", но и забрать ряд полномочий из нацпроекта "Образование", о чем стало известно в минувшую среду.

Чтобы выполнить обозначенные президентом задачи, в Минобрнауки предлагают не ограничиваться изменением части показателей, а сформировать новый национальный проект "Наука и университеты", объединив в нем задачи по развитию науки и высшего образования.

В единый национальный проект войдут четыре федеральных проекта - по интеграции науки, высшего образования и индустрии, по развитию научно-технологических проектов и инфраструктуры для научных исследований, а также по развитию человеческого капитала. На сегодняшний день Минобрнауки только высказали соответствующее предложение, в дальнейшем его предстоит оценить и правительству, и Минпросвещения России. Как в свою очередь оценивает идею передачи части мероприятий из национального проекта "Образование" - "Науке" профессиональное сообщество выясняли корреспонденты портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого выступает ТАСС.

С головой в науку

На сегодняшний день в нацпроекте "Образование" в ведении Минобрнауки находятся три федеральных проекта, которые нацелены на развитие высшего образования в стране: "Новые возможности для каждого" - задачи по развитию системы непрерывного образования граждан, "Экспорт образования" - привлечение иностранных студентов в Россию и улучшение имиджа наших вузов за рубежом, а также "половинка" федерального проекта "Молодые профессионалы", которая направлена на повышение глобальной конкурентоспособности российских вузов.

Среди основных задач, которые ставили перед Минобрнауки в этой части, - вхождение Российской Федерации в число десяти мировых лидеров, чьи университеты присутствуют в ТОП-500 международных рейтингов. Еще до начала реализации нацпроекта на это был направлен проект "5-100", который был рассчитан до 2020 года и охватывал 21 ведущий вуз страны. Весной Минобрнауки объявило, что в этом году с завершением проекта начнется реализация новой программы "Повышение академического стратегического лидерства", которая предполагает уже большее число вузов, преимущественно региональных, а также более долгий срок реализации - 10 лет, то есть до 2030 года. Таким образом министерство предвосхитило указы президента, который в июле поручил продлить реализацию национальных целей развития также до 2030 года.

Максим Шеметов/ТАСС

Вместе с тем, в указе в рамках национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" была поставлена задача обеспечить присутствие России в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования. Добиться этого, полагают в Минобрнауки, можно именно за счет объединения задач по развитию высшего образования и науки в одном нацпроекте.

"В соответствии с поручением президента Российской Федерации, и понимая необходимость, в определенной степени, "донастройки" национальных проектов, проведена работа по обновлению национальных проектов и нам видится, что это должен быть единый национальный проект в сфере науки и высшего образования", - сказал на недавней коллегии министерства замминистра Андрей Омельчук, который на сегодняшний день администрирует нацпроект "Наука" и находящиеся в ведении Минобрнауки федпроекты нацпроекта "Образование".

Помимо самой идеи Минобрнауки подготовило и план нового документа: по их представлению, нацпроект должен состоять из четырех федеральных проектов: "Интеграция", Исследовательское лидерство", Инфраструктура" и "Кадры". Реализация каждого из них по задумке министерства должна решать задачи высшего образования и науки в комплексе.

Так, первый федпроект будет направлен на создание научно-образовательных и научно-производственных структур мирового уровня, стимулирование к созданию консорциумов вузов, научных организаций и предприятий. Он перекликается с целями нацпроекта "Наука", который в текущем варианте предполагает создание до 2024 года не менее 15 научно-образовательных центров мирового уровня, предполагающих кооперацию ученых с предприятиями реального сектора экономики.

Новый федеральный проект, полагают в Минобрнауки, позволит развить прорывные исследовательские направления, создать на основе российских разработок высокотехнологичные производства, а также сформировать конкурентоспособные коллективы исследователей.

Сергей Метелица/ТАСС

Второй федеральный проект будет нацелен непосредственно на достижение значимых результатов по приоритетам стратегии научно-технологического развития России, а также на повышение привлекательности российской науки и образования за счет создания мировых и региональных тематических центров.

Третий федпроект ориентирован на создание передовой инфраструктуры как в вузах, так и научных организациях. В частности, на строительство установок класса "мегасайенс", модернизацию научно-исследовательского флота, совершенствование цифровой инфраструктуры и создание комфортных условий для студентов, профессоров и научных сотрудников. Все эти цели также есть в нацпроекте "Наука".

А вот последний пункт хоть и развивает общий вектор задач существующего нацпроекта, но все же перекликается с нацпроектом "Образование". Его реализация будет направлена на поддержку молодых профессионалов и обеспечение доступности высшего образования и науки для каждого. В результате, с одной стороны, в России должны появиться профессиональные кадры, которые по окончании университета останутся работать на родине, с другой - страна привлечет иностранных специалистов, заинтересованных в работе в России.

Поделить "по-честному"

Эксперты, опрошенные порталом "Будущее России. Национальные проекты", грядущие перемены оценивают в целом позитивно и сходятся во мнении, что решение о создании национального проекта "Наука и университеты" стало логичным развитием двух национальных проектов.

"Обновление национальных проектов "Наука" и "Образование", выделение нового проекта "Наука и университеты", является вполне логичным и закономерным шагом на пути реализации указа президента о национальных целях развития до 2030 года", - полагает заместитель министра по делам молодежи Республики Дагестан, декан факультета специального образования Дагестанского государственного педагогического университета, победитель конкурса "Лидеры России 2020" Патимат Омарова.

Университетам требуется формирование принципиально новой инфраструктуры для научных исследований и подготовки кадров, полагает доктор экономических наук, руководитель центра управления проектами Южного НОЦ "Цифровая трансформация агропромышленного и индустриального комплекса" Донского государственного технического университета, победитель конкурса "Лидеры России 2020" Иннесса Ефременко.

"Это [создание нацпроекта "Наука и университеты", - прим. ред.] - логичное продолжение той системы развития университетов и научных организаций, которое происходило в последнее время", - уверен финалист специализации "Наука" конкурса "Лидеры России 2020", профессор, доктор технических наук, врио ректора Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Андрей Келлер.

По мнению собеседника портала, национальный проект "Образование" в текущем виде представляет собой "сегментацию нескольких направлений деятельностей нескольких министерств" - дошкольную и школьную среду, профессиональное обучение и экспорт образования. Логика национального проекта "Наука и образование" по сути своей объединит систему высшего образования с целями и задачами национального проекта "Наука".

Егор Алеев/ТАСС

По мнению директора Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяны Клячко, в случае создания проекта "Наука и университеты" нацпроект "Образование" сконцентрируется на реализации задач по развитию общего и среднего профессионального образования - школ, кружков, секций, колледжей и техникумов. Все это и сегодня находится в ведении Минпросвещения, которое и будет отвечать самостоятельно за обновленный документ.

При этом разделить заложенные на нацпроект средства, по мнению Клячко, министерства должны "по-честному": из нацпроекта "Образование" в "Науку и университеты" стоило бы перевести средства, предусмотренные на цели по развитию высшего образования. Согласно проекту бюджета, который на днях внесли на рассмотрение Госдумы, только по двум федеральным проектам "Новые возможности для каждого" и "Экспорт образования" речь идет о более 66 млрд на 2021-2023 годы.

"Кроме того, добавятся деньги по науке из нацпроекта "Наука" в этот общий котел. И скорее всего денег станет на "Науку и университеты" больше - это может дать положительный эффект", - добавила эксперт РАНХиГС.

Подобной позиции придерживается и проректор по научной работе и программам развития МФТИ Виталий Баган. "На сегодняшний день Россия отстаёт от развитых стран по общему финансированию науки и образования, поэтому только переход от конкуренции к кооперации может сделать более эффективным использование выделенных средств", - отмечает эксперт.

Изменения, которых ждали

"В нынешних условиях невозможно разделять понятия науки и высшего образования", - отмечает кандидат технических наук, проректор по международной деятельности Байкальского государственного университета, финалист специализации "Наука" конкурса "Лидеры России 2020" Михаил Кузьмин. Эксперт уверен, что включение в национальный проект "Наука" высшего образования поможет нарастить кадровый потенциал страны в области исследований и разработок, повысить привлекательность карьеры в сфере науки и высшего образования, а также обеспечит глобальную конкурентоспособность выпускников и молодых учёных.

С тем, что новый проект актуален, согласен и доктор физико-математических наук, проректор по научной работе Дальневосточного федерального университета, победитель конкурса "Лидеры России 2020" Александр Самардак. "Потребность включения в нацпроект "Наука" высшего образования назрела давно, так как в последние годы именно университетская наука показывает серьезный прирост по публикациям и изобретениям", - уверен он.

Денис Вышинский/ТАСС

По мнению эксперта, трансформация "Науки" в нацпроект "Наука и университеты" "будет способствовать приоритетному развитию вузовской науки в неразрывной связке с высшим образованием и партнерством с академическими институтами".

В свою очередь, директор Института экономики и управления промышленными предприятиями им. В. А. Роменца НИТУ "МИСиС", победитель конкурса "Лидеры России 2020", доктор экономических наук Олег Калинский уверен, что наука и образование должны нераздельно сосуществовать во всех высших учебных заведениях, а не только лишь научно-исследовательских.

"Сегодня мы научились коммерциализировать многие проекты, но, на мой взгляд, без более сфокусированного внедрения фундаментальной и прикладной науки в высшие учебные заведения, без жесткой увязки целей, задач, ресурсов, сроков этих проектов в единое целое и постоянного мониторинга достижения этих целей - вряд ли мы сможем обеспечить устойчивый положительный результат", - уверен Калинский.

"Я уверен, что триада "образование-наука-бизнес" в одном нацпроекте при условии его должного кадрового обеспечения станет залогом его успешной реализации", - полагает эксперт.

Робкая вера в светлое будущее

Вместе с тем, сегодня нельзя сказать, что проект не вызвал обеспокоенности. "Представители научно-исследовательских институтов пока испытывают ряд опасений по поводу предстоящих изменений, - рассказывает заведующая лабораторией постгеномных исследований ИМБ РАН, руководитель ЦКП "Геном" ИМБ РАН, полуфиналист конкурса "Лидеры России" Анна Кудрявцева. - С одной стороны, появляются некие гарантии притока в НИИ молодых кадров, финансовой поддержки и помощи в организационно-правовых аспектах. С другой стороны, есть риск превращения отдельных НИИ в центры компетенций в какой-то узкой области, отсутствии свободы выбора тематик исследования, что так важно для ученых, как личностей-искателей с пытливым умом, усиление бюрократии и невозможность "снизу" достучаться до принимающих решение руководителей".

В свою очередь, проректор по науке и инновациям Юго-Западного государственного университета, доктор юридических наук, суперфиналист конкурса "Лидеры России 2020" Ольга Ларина полагает, что "пересборка" нацпроектов, в первую очередь, указывает на то, что они "живые", что их можно встраивать в новые условия и корректировать.

"Наука и образование - неразделимые социальные системы, развитие которых отдельно совершенно невозможно. Можно прогнозировать большую включенность научно-образовательных учреждений в "Науку и университеты", поскольку изменен и набор программ в нацпроекте", - полагает она.

Вместе с тем, Ларина говорит и о ряде рисков при реализации нового проекта. В частности, придется пересмотреть уже относительно отлаженные механизмы участия и включения в нацпроекты, что, в свою очередь, немного замедлит реализацию. "Однако сама идея "нового старого проекта" обоснована и отвечает требованиям научно-технологического развития России", - полагает ученый.

Михаил Метцель/ТАСС

Одним из сложнейших вопросов в данном случае, по мнению директора Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяны Клячко, является судьба педагогических вузов, которые не так давно снова перешли в ведение Министерства просвещения России. "Они теперь выделены из всей остальной совокупности вузов. И вот здесь, на мой взгляд, должно быть общее взаимодействие Минпросвещения и Минобрнауки, потому что развитие педагогической науки в том числе в связи с развитием дистанционного образования, сейчас очень важно. Не потерять педвузы и то, что они могут делать в рамках исследований по образованию и педагогике - это важный вопрос, и здесь должно быть взаимодействие двух министерств и очень плотное", - подытожила она.

Несмотря на в целом позитивную оценку ожидаемых изменений, эксперты остерегаются делать преждевременные выводы.

"Несомненно, в существующую модель развития науки и образования нужно вносить коррективы, однако насколько стихийными или постепенными они должны быть, какие процессы затрагивать, а какие ни в коем случае не менять - пока что вопрос весьма дискуссионный", - отмечает Анна Кудрявцева.

По ее мнению, в текущей ситуации государственные регуляторы должны чутко следить за процессом запуска обновлений в нацпроекты и гибко реагировать на его результаты, масштабируя удачные решения и пересматривая не сработавшие механизмы. "Тогда мы сможем и решить в срок задачи нацпроекта по вхождению России в десятку стран-лидеров в области научных исследований, и обеспечить конкурентоспособность нашей страны на мировой арене, и эффективно отвечать на внешние и внутренние вызовы", - уверена собеседница портала.

Ирина Мандрыкина, Юрий Кукин


Источник: https://futurerussia.gov.ru/